Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Як-1М "Дублер" являлся вторым экземпляром опытного самолета Як-1М и отличался от него тем, что на нем была улучшена аэродинамика, установлен двигатель повышенной мощности М-105ПФ2, усилено вооружение, устранены дефекты, выявленные в процессе госиспытаний на Як-1М экземпляре №1.
Як-1М "Дублер" построен ОКБ А.С. Яковлева 9 сентября 1943 г., проходил заводские испытания 20-30 сентября 1943 г. (летчик П.Я. Федрови, инженер А.Н. Кануков) и госиспытания 6-15 октября 1943 г. (летчик А.Г. Прошаков, инженер Г.А. Седов, техник Л.В. Николаев). "Дублер" имел более высокую максимальную скорость, чем экземпляр №1: у земли - на 25 км/ч, на 1-й границе высотности - на 20 км/ч, на 2-й границе высотности - на 19 км/ч и на высоте 5000 м - на 17 км/ч. Превосходство над Як-9 возросло и достигало 50-53 км/ч во всем диапазоне высот. Опытный Ла-5ФН отставал в максимальной скорости на высотах 3300-6000 м, но выходил вперед на других высотах. По скорости Як-1М "Дублер" превосходил FW-190A-4 до высоты 9000 м, Me-109G-2 (трехточечный) - до 6000 м, лучший из поступавших по ленд-лизу самолет "Эрокобра" P-39Q-10 (без крыльевых пулеметов) - до практического потолка. По скороподъемности до высоты 5000 м Як-1М "Дублер" не имел себе равных среди истребителей мира. Он обладал превосходной горизонтальной и особенно вертикальной маневренностью.
Командир 19 ИАП С.А. Шестаков, давая оценку самолета Як-1М "Дублер", отмечал идеальное решение вопроса температурного режима двигателя, который позволяет самолету набирать высоту до потолка, летать на максимальной скорости продолжительное время, вынужденно не затяжеляя винта, не снижая давления наддува и не открывая чрезмерно заслонки радиаторов. П.М. Стефановский обращал внимание на исключительную скороподъемность самолета, позволяющую вести воздушный бой на вертикали с любым истребителем, и с учетом отличных летных данных, хорошего вооружения и больших удобств для летного состава целесообразность замены им самолетов Як-1 и Як-7. В.И. Хомяков отмечал легкость и энергичность выполнения всего высшего пилотажа. А.Г. Кубышкин считал, что по всем данным самолет Як-1М "Дублер" является самым лучшим истребителем 2-й мировой войны.

источники: [1]; [2]


 

<<