Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Постройка Як-УТИ была закончена в июне 1945 г. Заводские испытания (ведущий летчик-испытатель — М.И. Иванов, ведущий инженер — Дружинин) проходили с 8 июля по 18 октября 1945 г. Первый полет совершен 10 июля 1945 г. В ходе заводских испытаний было выполнено 26 полетов общей продолжительностью 10 ч 25 мин.
В акте испытаний отмечалось: "Самолёт ЯК-УТИ с мотором АШ-21 обладает хорошей манёвренностью, управляемостью и лётными данными для учебно-тренировочного самолёта. /.../ По технике пилотирования самолёт прост и приятен, в этом отношении близок к самолёту Як-3 ВК-105ПФ-2. Продольная устойчивость самолёта как с фиксированным, так и с брошенным управлением самолёта положительная. /.../ Поперечная устойчивость самолёта положительная. /.../ Путевая устойчивость самолёта положительная. /.../ Высший пилотаж самолёт проводит энергично и без затруднений. /.../ В двухместном учебно­-тренировочном варианте при весе 2250 кг и центровке 26,5% самолёт сохраняет свои хорошие лётные качества; взлётно- посадочные свойства при этом остаются нормальными".
Ведущий летчик-испытатель М.И. Иванов указывал: "Установка на самолёте мотора АШ-21, винта-автомата, убирающегося шасси, посадочных закрылков, тормозов, РПК и двусторонней радиосвязи и достаточно хорошая манёвренность делают самолёт аналогичным отечественным истребителям и позволяют с успехом использовать его в качестве учебно-тренировочного самолёта в частях и школах ВВС КА".
Госиспытания в НИИ ВВС (ведущий летчик-испытатель — П.М. Стефановский) проходили с 10 ноября по 28 декабря 1945 г. В акте государственных испытаний отмечалось: "По технике пилотирования самолёт прост, имеет удовлетворительную продольную и боковую устойчивость, позволяет выполнять весь пилотаж, необходимый самолётам истребительного типа: виражи, боевые развороты, перевороты, полууправляемые бочки, иммельман, петли, пикирование".
Стефановский впоследствии вспоминал:
"Кроме того, мы не имели переходных промежуточных самолетов. Курсантов в школах приходилось с учебной машины пересаживать сразу на двухместную учебно-тренировочную. Это противоречило методике обучения.
Конструктор А. С. Яковлев очень быстро откликнулся на наши нужды. 10 ноября 1945 года я вылетел на его новом самолете Як-З-УТИ.
Как всегда, самолет прошел на заводе очень короткие испытания, и его техническое лицо было еще весьма расплывчато. Жизнь требовала спешить. Приходилось выполнять по нескольку полетов в день. Начав испытания 10 ноября, я закончил их предварительную программу 28 ноября, налетав 16 часов 35 минут.
Интересна такая подробность. Конструктор, сделав довольно вместительные бензобаки, снял летные характеристики только с половинным горючим, хотел, по-видимому показать лучшие результаты. Институт не мог согласиться с этим и проверял сообщенные заводом данные с полным запасом горючего. Вопреки ожиданиям мы выявили дополнительную возможность этого отличного самолета. Так, вместо заявленного конструктором потолка 7 тысяч метров я, с полным запасом горючего, достиг 8 тысяч метров. На этой машине мной был выполнен и весь комплекс фигур высшего пилотажа, включая штопор. /.../
Принятие на вооружение самолета Як-З-УТИ также задерживалось. Отчет об успешно проведенных испытаниях продолжали согласовывать и пересогласовывать в стенах института. И я решил самостоятельно драться за новые самолеты, глубоко убежденный в их крайней необходимости. Приехал прямо к главному инженеру ВВС генерал-полковнику инженерно-технической службы Ивану Васильевичу Маркову, моему старому и хорошему другу, с которым мы немало полетали вместе. Разговор, правда, начал о всяких житейских делах. Но генерал сразу раскусил мою доморощенную дипломатию. И я все рассказал о непонятных проволочках с новыми учебными самолетами А.С. Яковлева. Генерал Марков весьма внимательно выслушал мой рассказ и в свою очередь задал вопрос:
— А не ошибемся ли мы, принимая их на вооружение?
— Нет, Иван Васильевич! В противном случае можешь отрубить мне голову.
Главный инженер, заявив, что крови моей не жаждет, немедленно соединился по телефону с институтом:
— Почему затянули испытания самолетов Як-18 и Як-З-УТИ?
Выслушав довольно длинное объяснение, Иван Васильевич зло бросил в трубку:
— А я имею достоверные сведения, что все эти доводы несостоятельны! Чтобы через два дня отчеты об испытаниях были у меня на столе!
Самолеты вскоре приняли на вооружение. Многие тысячи советских юношей с их помощью встали в строй крылатых богатырей нашей Родины."

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]


 

<<