Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Проект учебно-тренировочного АИР-14 был разработан К.В. Синельщиковым и Л.И. Лисом под общим руководством А.С. Яковлева. Постройка самолета производилась на заводе №115 и была закончена летом 1935 г. Е.Г. Адлер в своих мемуарах вспоминал:
"Яковлев поручил постройку "четырнадцатой" машины Лонгину Лису, очень способному конструктору, немало удивлявшего нас своей сообразительностью и находчивостью. /.../ Приступивший к работе ведущего конструктора "четырнадцатой" Лонгин столкнулся с несуразностью, допущеной разработчиками крыла. Лонжероны, и передний, и задний, имели изгибы по оси самолета, а в нервюрах были предусмотрены окошечки для пропуска лонжеронов. На этом самолете впервые в нашей практике было применено сквозное крыло, без эксплуатационных разъемов. Когда на изогнутые по оси симметрии самолета лонжероны должны были быть нанизаны нервюры, выяснилось, что надеть их невозможно. Если надеть внутренние, сдвинув их к середине, то нельзя надеть внешние, так как лонжероны сблизятся настолько, что следующая пара не налезет.
Тогда Лис потребовал, чтобы все ушли из цеха, кроме двух столяров. Через полчаса крыло, полностью собранное, стояло на козлах.
Мы долго ломали голову, как ему это удалось, пока он сам не объяснил: нужно, надев крайние нервюры, сдвинуть их к центру только на расстояние всего лишь дистанций между двумя смежными нервюрами. Тогда лонжероны сблизятся настолько, что можно надевать следующую пару. Повторяя эту операцию, нужно сдвигать уже надетые нервюры навстречу друг другу, последовательно нанизывая очередную пару до тех пор, пока последняя пара не будет надета, а все нервюры и лонжероны не займут свои штатные места.
Свою "четырнадцатую" Лис успешно довел до конца. Ее запустили в серийное производство и приняли на снабжение летных школ и аэроклубов под наименованием УТ-1."

Первый полет на АИР-14 выполнил летчик-испытатель Ю.И. Пионтковский.
После прохождения заводских испытаний были проведены дополнительные испытания шасси. С этой целью 6 августа 1935 г. Ю.И. Пионтковский, делая минимальные круги над аэродромом, совершил 305 взлетов-посадок. Позднее за несколько дней им было выполнено более тысячи взлетов-посадок.
В июле-августе 1936 г. самолет проходил госиспытания в НИИ ВВС. Первым совершил облет АИР-14 командир испытательной эскадрилии НИИ ВВС П.М.Стефановский. В своих мемуарах он оставил описание этого события:

"Очередное задание не отличалось новизной. Обычные государственные испытания. Некоторое недоумение вызывал сам самолет. НИИ ВВС до предела загружен большой и ответственной работой, а тут вдруг ему поручают испытывать спортивный самолетик. Сконструировал его А. С. Яковлев. Машина рассчитана на выполнение всех фигур высшего пилотажа.
С творениями Александра Сергеевича мне уже приходилось встречаться. Год назад довелось полетать на его АИР-6. Хороший, легкий самолет, приятный в управлении, с отличным обзором вниз. То была связная машина и имела, так сказать, весомое назначение. Этот же, АИР - 14 , с мотором М-11, судя по описанию, предназначался для чисто спортивных целей.
Однако в армии не положено расспрашивать, почему да зачем. Получил приказ и выполняй. На этот счет у нас в институте было строго.
Прибыв на Центральный аэродром, я доложил начальнику летно-испытательной станции о своем задании.
— Четырнадцатый готовить к полету! Да быстренько! — распорядился он. И, обернувшись ко мне, добавил: — Вон ваш самолет.
Смотрю — стоит там кроха крохой. Иду к ней. Возле самолета механик.
— Один момент, — говорит он и, взвалив на плечо хвост самолета, легко разворачивает его и тащит на летное поле.
Механик начинает копаться в моторе. Я усаживаюсь на парашют и невольно любуюсь машиной. Величиной она с авиетку. Изящные плавные линии, яркая броская раскраска не режет глаз.
К стоянке идет начальник летно-испытательной станции и вместе с ним еще кто-то. Даже издали заметно, что этот "кто-то" основательно распекает начальника.
Подошли. Неизвестный в гражданском костюме отличного покроя, со смуглым красивым русским лицом зло бросает механику:
— Самолет поставить на место.
— Есть, на место! — вытягивается механик и снова взваливает на плечо хвост машины.
— Как так на место? — вскакиваю я с парашюта. Мелькает смутная догадка — не Яковлев ли это? С ним я еще никогда не встречался. Но кто бы он ни был — все равно. Я прибыл сюда не свежим воздухом дышать.
— Самолет АИР-14 приказано принять на государственные испытания. Есть указание ВВС, согласовано с Наркоматом авиапромышленности.
— Знаю, — отвечает неизвестный в гражданском костюме и, протягивая руку, представляется:
— Яковлев.
Потом меряет меня взглядом и произносит:
— С таким-то ростом и лететь на такой маленькой машине...
Пришлось объяснить, что я являюсь командиром испытательной эскадрильи НИИ ВВС и у нас заведен такой порядок — пока сам не полетаю на поступившем для испытаний самолете, другой летчик на него не назначается.
В ответ конструктор пожал плечами и махнул рукой. Механик снова потащил самолет на площадку.
Так я познакомился с Александром Сергеевичем Яковлевым. Это знакомство продолжалось затем на протяжении всей моей работы в авиации.
Самолет АИР - 14 оказался весьма чутким. Я лично провел испытание на снятие летных характеристик, выполнил весь высший пилотаж, штопор, дал заключение: машина вполне пригодна для Осоавиахима. Затем начался облет самолета другими летчиками. Впоследствии АИР - 14 переименовали в УТ-1, и он стал одним из основных учебно-тренировочных самолетов."

Кроме Стефановского в испытаниях самолета принимали участие начальник НИИ ВВС А.И. Филин, летчики-испытатели А.К. Долгов, М.А. Нюхтиков, В.Г. Рахов и др.
В отчете НИИ ВВС была отмечена отличная маневренность самолета, хорошее выполнение фигур и легкость обслуживания. Самолет был строгим в пилотировании, что приближало его по характеристикам к И-16.
5 авруста 1936 г. АИР-14, пилотируемый летчиком-испытателем Н.И. Кирилловым, потерпел катастрофу, летчик погиб.

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]


 

<<