Антология Як

 
     
 

Главная

 
 

ОКБ

 
 

Назад

 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Комментарии


Первый опытный экземпляр АИР-6 был построен на заводе № 39 в мае 1932 г. На его создание ушло четыре месяца. Летом 1932 г. он использовался в качестве эталона для изготовления рабочих чертежей. Первый полет совершен в мае1932 г. (летчик Ю.И. Пионтковский). Заводские испытания прошли осенью 1932 г.
На опытный экземпляр были установлены амортизационные стойки шасси от самолета У-2, вертикальное и горизонтальное оперение, педали ножного управления - от истребителя И-5. По свидетельству Е.Г. Адлера это объяснялось тем, что эти элементы для АИР-6 предприимчивым рабочим удалось похитить со склада завода №39. В нормальную нагрузку, кроме пилота и пассажира, входили до 100 кг топлива и 12,5 кг масла. Максимальная же нагрузка доходила до 382,2 кг. Масса пустого самолета 582,8 кг, полетная нормальная - до 853,3 кг, максимальная - 965,0 кг. На приборной доске имелись альтиметр, счетчик оборотов двигателя, указатель скорости, термометр для масла, манометр для бензина и указатель поворота. В целом самолет соответствовал требованиям, за исключением отсутствия тормозов и разрезного крыла.

В сентябре 1932 года Ю.И. Пионтковский выполнил несколько демонстрационных полетов АИР-6 с журналистами газет "Правда", "Известия", "Красная звезда" и "Вечерняя Москва". В редакционной статье газеты "Правда" отмечалось следующее: "Самолет целиком, начиная с мотора и кончая самой мельчайшей деталью, построен из советских самых ходовых материалов и на советских заводах. Никакой нержавеющей стали, вольфрама, молибдена. Эта машина - курьер, машина - ординарец, машина-кавалерист. Она не требует за собой тщательного ухода, может спать не в ангаре, а просто во дворе под брезентом, не нуждается в аэродромах, летит с любого места, на пятой - шестой секунде уже ревет в воздухе и необычайно проста в управлении... Наилучший аппарат из превосходной стаи самолетов, предназначенных для спортивных и служебных целей (исполкомовской авиации)... Яковлеву удалось в простой конструкции сочетать прекрасные летные качества машины с большой дешевизной в производстве и эксплуатации."

Осенью 1932 г. АИР-6 прошел официальные заводские испытания. Список производственных и конструктивных дефектов насчитывал 92 пункта. После устранения дефектов, самолет допустили к полетам по программе, утвержденной Осоавиахимом.
На мерной двухкилометровой базе в Химках была получена скорость 165,6 км/ч у земли. На высоте 550 м - 170 км/ч при 1680 об/мин мотора. Максимальные 1750 об/мин (по описанию М-11) достигнуть не удалось, а действительная скорость могла быть выше (сообщалось о 175 км/ч). Для определения расхода топлива, дважды летали по маршруту Москва - Подольск - Москва протяженностью 83,5 км. При этом крейсерская скорость составила 155 км/ч и расход топлива - 250 г/л.с.ч. Испытание на потолок прекратили на высоте 4490 м из-за неблагоприятных атмосферных условий. Последний полет состоялся в конце ноября. Летчик-испытатель Ю.И.Пионтковский в своем отчете отметил следующее: "АИР-6 в воздухе легко управляем, очень устойчив, допускает полет с брошенным управлением и в болтанку принимает нормальное положение. Очень нетребователен в отношении взлета и посадки. Обзор для закрытого самолета вполне удовлетворительный. Для спортивного тренировочного самолета большим преимуществом является закрытая кабина, особенно в плохую погоду. Размещение приборов удобное, но доска помещена несколько высоко. Особую ценность представляет подвижный стабилизатор, дающий возможность изменять режим полета и загрузку кабины без ущерба для устойчивости... Самолет в основном соответствует техническому заданию, нетребователен в эксплуатации и удобен для транспортировки. По летным данным удовлетворяет требованиям с превышением в части максимальной скорости и потолка. Длина разбега и пробега хуже заданных, но требование о размерах площадки выполнено."

Летом 1933 г. первый опытный АИР-6 был установлен на поплавки конструкции В.Б. Шаврова. Масса поплавкового шасси составляла около 120 кг, на 85 кг больше колесного шасси. Первый полет АИР-6 на поплавках был выполнен с Москвы-реки в июне 1933 г (летчик Ю.И. Пионтковский, пассажир А.С. Яковлев). В этом же месяце самолет участвовал в празднике на водной станции "Динамо" на Москве-реке. Поплавковый вариант прошел госиспытания в НИИ самолетостроения ГВФ в сентябре 1933 г. (летчик Возницкий). В отчете о госиспытаниях отмечалось, что летные характеристики АИР-6 на поплавках мало отличаются от колесного варианта. В горизонтальном полете при всех вариантах нагрузок, будучи отрегулирован стабилизатором, самолет идет устойчиво, позволяет бросать ручное и ножное управление. В октябре 1933-го в НИИ самолетостроения ГВФ закончились государственные испытания АИР-6 на колесах. Зимой 1932-1933 гг. опытный АИР-6 летал на лыжном шасси.

25 сентября 1933 г. АИР-6 пилотируемый Возницким, в качестве самолета сопровождения эскортировал и обеспечил посадку на Москву-реку в районе Крымского моста гидроплана Локхид НР-211 "Сириус", пилотируемого американским летчиком Линдбергом. Полковник Линдберг совершил перелет по маршруту Нью-Йорк – Гренландия – Исландия – Фаррерские острова – Копенгаген – Стокгольм – Ленинград – Москва. В репортаже газеты "Рабочая Москва" это событие описывалось следующим образом: "Финиш перелета был установлен на отрезке Москвы-реки у Крымского моста в районе водных станций "Динамо", "Автодор" и парка культуры. Водная станция приготовилась к встрече. Два сигнальных обозначения, один на вышке и другой - вдалеке на воде, сигнализировали американскому летчику посадку.... Вдали вырисовываются очертания приближающегося гидроплана. Поблескивая в солнечных лучах красными крыльями и красным оперением, он приближается все ближе и ближе. Его сопровождает АИР-6. Оба описывают первый круг над рекою. С нетерпением ожидают зрители посадки гидросамолета. Линдберг делает второй круг и, заканчивая его, круто берет вправо, затем возвращается к реке и идет против течения над Крымским мостом на резкое снижение. Но американский гидроплан еще не садится на воду. Он пролетает над ней и снова взвивается в воздух. Линдберг начал третий круг и снова по тому же пути приближается к водной станции. На этот раз американский летчик решительно повел самолет на посадку, равномерно покачиваясь в воздухе с крыла на крыло, он сел в 5 ч. 51 мин. на реку, оставляя позади себя бурлящую полосу воды."

Позднее первый АИР-6 передали в Харьков для авиасекции украинского спортивного общества "Динамо".
В августе 1934 года самолет, пилотируемый летчиком В.Ф. Сандрыкиным, участвовал в групповом перелете звена АИР-6 по маршруту Москва — Иркутск — Москва (см. здесь).

Источники: [1]; [2]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7]; [8]


 

<<